Качество образования в период пандемии. Мнение экспертов Сибирского агентства развития квалификаций

Мы продолжаем наш проект «Качество образования в период пандемии. Мнение экспертов» и сегодня представляем мнение коллег нашей партнерской организации «Сибирское агентство развития квалификации», курирующей от Профаккредагентства вопросы профессионально-общественной аккредитации в Иркутской области и Республики Бурятия.

ПАНДЕМИЯ СТАЛА ВНЕЗАПНЫМ ИСПЫТАНИЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В.ФилипповаДиректор Сибирского агентства развития квалификаций, сертифицированный эксперт Профаккредагентства Елена Владимировна Филиппова

Сегодня многие специалисты задаются вопросом, была ли российская система образования готова к переходу в онлайн режим из-за коронавируса? Вынужденный переход на онлайн-технологии выявил много плюсов и минусов дистанционной системы обучения. С одной стороны, мы наблюдаем стремительное повышение активности студентов в достижении учебных целей, видим, что для многих из них экран гаджета снимает психологические блоки, помогает активнее включаться в диалог, позволяет рационально распределить время, отведенное на самостоятельное выполнение заданий. С другой стороны понимаем, что далеко не все преподаватели справляются с переводом занятий в онлайн-режим, не все готовы оперативно и эффективно выполнять модерацию онлайн-курсов, активно обеспечивать качественную обратную связь.

Пандемия стала внезапным испытанием конкурентоспособности системы российского образования, заставила по-новому взглянуть на стратегические задачи развития отечественного образования в контексте международных подходов к качеству образования. На вопрос, что мешало образовательным организациям внедрить дистанционное обучение и его элементы раньше, можно смело ответить – ничего. Практически во всех отчетах экспертов профессионально-общественной аккредитации содержатся рекомендации по более эффективному использованию дистанционных форм обучения, в том числе с участием работодателей. Это можно наблюдать еще с 2015 года и даже раньше.

Следует отметить и тот факт, что в последние годы дополнительное профессиональное образование значительно увеличило включение в программы повышения квалификации педагогических работников обучение педагогов работе с сервисами онлайн-образования. Тысячи преподавателей прошли подготовку по данным курсам, посетили открытые образовательные площадки, прослушали онлайн-лекции ведущих университетов и преподавателей, разработали и защитили массу новых инновационных проектов, готовых к применению на практике. Есть необходимость создания таких условий в образовательных организациях, при которых педагог был бы вынужден применить полученный им ранее опыт организации онлайн-обучения, включиться в активную разработку электронных материалов для дистанционного обучения студентов и обучающихся, обеспечить доступную образовательную среду на всех уровнях образования.

Профессионально-общественная аккредитация может стать эффективным средством для создания таких условий. Включение в независимую оценку качества образования дополнительных критериев и показателей позволит направить стратегическое развитие профессиональных образовательных программ в нужное русло, обеспечит качественную методическую поддержку на этапах подготовки образовательных организаций к прохождению профессионально-общественной аккредитации, выявит проблемные звенья в этой цепи. Вероятно, именно тогда мы сможем выделить и тиражировать конкурентные преимущества российского образования и войти в топ ведущих стран мира по качеству общего образования.

Спасибо, Елена Владимирова, мы уверены, что Сибирское агентство развития квалификации, останется нашим надежным партнером на ранке оценки качества образования.

ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПОТРЕБУЕТСЯ ВЛАДЕНИЕ ТЕХНИКОЙ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА

Л.Г. Васильева

Эксперт Сибирского агентства развития квалификаций, эксперт Профаккредагентства Людмила Георгиевна Васильева

Многие эксперты отмечают, что один из современных трендов – повсеместное введение онлайн-образования и удаленной работы. В этой ситуации одной из ключевых компетенций, необходимых для эффективной работы в режиме онлайн, становится владение техникой самоменеджмента, или тайм-менеджмента.
Конечно, в условиях пандемии некоторым преподавателям было в первое время достаточно сложно ориентироваться в многообразии сервисов онлайн-образования. Со временем стало понятно, какие сервисы больше подходят именно для проведения занятий в онлайн-режиме, а какие подходят для организации самостоятельной работы студентов. Думаю, есть необходимость включения в процесс повышения квалификации преподавателей обучение работе с сервисами онлайн-образования.

По оценке сервисов поиска работы в настоящее время рынок труда предъявляет повышенный спрос на профессии, не требующих длительной подготовки, в том числе курьеры, сотрудники колл-центров, логистов по доставке грузов, водителей и продавцов онлайн-магазинов. Некоторые эксперты высказывают опасения, что это негативным образом скажется на востребованности высококвалифицированных специалистов, и как следствие – вызовет отток желающих на них учиться. На мой взгляд, эти опасения не обоснованы, высококвалифицированные специалисты востребованы всегда, соответственно, оттока желающих учиться на таких специалистов не предвидится.

Спасибо, Людмила Георгиевна, мы рады видеть вас в качестве эксперта во многих наших проектах.