Качество образования. Мнение экспертов. Современный студент нуждается в академических свободах

Галиновский А.Л.К нашему проекту присоединяется доктор технических наук, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства г. Москвы, заведующий кафедрой СМ-12 МГТУ им. Н. Э. Баумана эксперт Профаккредагентства и СПК в ракетно-космической деятельности, аккредитованный эксперт Федерального реестра экспертов научно-технической сферы. Андрей Леонидович Галиновский.

ПАНДЕМИЯ ПОКАЗАЛА ВСЁ ЧЕТКО

Что, на Ваш взгляд, может поддержать качество образования в условиях пандемии?

В условиях продолжающейся самоизоляции всем участникам образовательного процесса приходится много читать материалов, поэтому надо добавлять информацию другого вида. Это, конечно же, аудио- и видеозаписи лекций ведущих ученых и практиков, их мастер-классы, вебинары, онлайн-лекции и консультации. Все эти форматы уже прочно входят в нашу повседневную жизнь. Добавлю сюда и научно-популярные фильмы. У нас в стране есть замечательные произведения этого жанра, многие зарубежные ленты переведены на русский язык и находятся в свободном доступе.

Кроме того, Я не могу не отметить и значения физической нагрузки для поддержания рабочего тонуса. Избитая фраза «Движение – это жизнь» сейчас чрезвычайно актуальна, физическая культура важна и для поддержания здоровья, и для психологического настроя, и для эффективной работы за письменным столом или компьютером. Подчеркну также, что сейчас важна самодисциплина, в том числе умение упорядочить свое время, регулировать пребывание в Сети, делать выходные дни, меняя вид занятий.

Какие изменения происходят в технологии преподавания? Какие положительные стороны дистанционного образования удалось увидеть Вам?

Стали очевидны плюсы дистанционных консультаций и занятий. Платформы для дистанционного образования очень удобны, в частности, для тех студентов, кто совмещает работу и учебу. Полагаю, что буду ими активно пользоваться и после карантина для проведения консультаций и других занятий. Если раньше, когда уезжал в командировку, был вынужден переносить занятия, то сейчас, когда уже имею опыт работы с он-лайн платформами, постараюсь провести занятия дистанционно, не меняя расписание студентов. За прошедший месяц многие преподаватели сумели познакомиться с самыми разнообразными и распространенными платформами для дистанционного обучения. Как правило, каждая группа студентов предлагала свой вариант программного обеспечения, и было необходимо подстраиваться под пожелания учащихся. Это помогло понять для себя преимущества и недостатки разного ПО, получить опыт их использования на практике. На адаптацию у преподавателей ушло, на мой взгляд, совсем немного времени, не более двух недель. Есть и еще один важный положительный момент, который удалось «нащупать» в период дистанционного обучения. Я сейчас говорю о расширении возможностей получения знаний. Просматривая расписание вебинаров наших преподавателей стало понятно, что учащиеся могут посещать не только дисциплины своего учебной плана, но и те дисциплины, которые читаются, например, для других специальностей. А это множество интереснейших предметов, которые могут быть очень полезны для формирования ряда компетенций учащихся. Поэтому мы решили открыть доступ к вебинарам для всех желающих студентов, проходящих обучение на кафедре. И удивительно, что при численности 20 человек на вебинарах, иногда присутствовало до 40 -50 человек. И в целом посещаемость вебинаров превышала те значения, которые мы привыкли видеть на очных занятиях. Поэтому, говоря о качестве подготовки я могу сказать, что мы не только его сохранили, но и местами повысили. Почему местами? Этот вопрос для нас очевиден. Те занятия, которые предполагают практическую деятельность пока полноценно перевести в дистанционный формат сложно. Речь идет, прежде всего, о лабораторных работах. Но и здесь, как минимум, удалось понять план будущих действий и сформировать стратегию развития. По ряду лабораторных работ в короткие сроки были записаны видео – обучающие ролики, пошаговые инструкции, аналогичные тем, которые хорошо известны по записям на youtube. Да, это не «живые» лабораторные работы, в которых можно «пощупать» оборудование, оснастку и детали руками, но все же – это возможность понять ее содержание, усвоить цели и задачи, выполнить в конечном итоге индивидуальное задание.

Что еще подвело нас к мыслям о необходимости изменений в технологии преподавания? Это научные конференции, которые целесообразно делать доступными в режиме он-лайн для тех, кто не может поехать и участвовать очно по ряду объективных причин, например высокой стоимости организационного взноса, транспортных и других расходов. Вместе с тем, в дискуссиях в он-лайн формате могут принимать участие десятки наших специалистов, а в качестве слушателей сотни. Сейчас мы организуем такую совместную конференцию с университетом Глиндор (Великобритания), где отработаем новые технологии. В этом я вижу большие перспективы и возможности, поскольку знаю не понаслышке, что вырваться из плотного рабочего графика бывает крайне сложно. Надеюсь, что этот опыт будем и далее тиражировать, совершенствовать, причем, по всей видимости, уже скоро, когда 20 ноября этого года проведем конференцию, посвященную восьмидесятилетнему юбилею нашей кафедры.

Формат вебинаров накладывает и определенные ограничения: то, что говоришь в эфир, – не то же, что говоришь на лекции. Приходится следить за каждым словом, которое ты произносишь. Живые лекции позволяют быть более свободным в суждениях, предположениях, оценках, сравнениях и т. п., они предполагают непосредственное общение с аудиторией, где уместны, например, шутки, ссылки на предыдущие занятия, исторические аспекты, смежные темы. Вебинар накладывает более жесткие рамки, к нему надо дополнительно готовиться, но и такой формат может и должен быть эффективным, интересным, увлекательным и ярким, без этого будет невозможно «удержать» аудиторию. Во время пандемии многие известные артисты давали свои концерты при пустых залах, но их слушали сотни тысяч слушателей по всему миру. Поле выступлений в интервью они говорили о сложности и особенности этих концертов. И здесь я с ними полностью солидарен, понимаю то о чем они говорят и имеют ввиду.

Еще я укрепил свое мнение о том, что современный студент нуждается в академических свободах и в творческих заданиях. Гораздо большую активность студенты проявляют в тех домашних заданиях и курсовых проектах, где есть творческая и исследовательская составляющая. Эти работы выполняются в срок и по ним практически не бывает задолженностей. При переходе на дистанционную форму, программа обучения была насыщена именно такими заданиями и все результаты были положительными. Роль преподавателя здесь состоит в том, чтобы организовать студентов, направлять их, поводить консультации, давать практические советы. Но надо понимать, что преподаватель должен иметь соответствующий опыт и компетенции. Я имею ввиду, прежде всего, опыт научного руководства и проведения исследований, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, научное руководство аспирантами, эрудицию в вопросах междисциплинарности и др.

Что же касается готовности к работе в изменившихся условиях, то пандемия показала всё четко, она испытала нас на прочность. Главный урок состоит в том, что она научила нас действовать крайне оперативно в новых условиях с тяжелым внешним эмоционально-психологическим фоном. Никто, конечно, не ожидал, что то, что еще вчера казалось какой-то отдаленной перспективой, может потребовать сверхоперативного решения. Причем решения, отличающегося масштабностью действий и объемами погружения в новую среду. За кратчайшее время перевести сотни образовательных дисциплин на новый формат, задействовать более тридцати преподавателей кафедры одновременно в этом процессе задача не из легких. Мы многому научились, получили гигантский опыт, который помимо прочего вскрыл ряд наболевших и тлеющих проблем. Очевидно, что все это будет учтено в дальнейшей работе кафедры, в принятии ряда организационных и управленческих решений.

Спасибо, Андрей Леонидович, мы рады, что наши эксперты готовы делится своим откровенным мнением.